среда, 30 марта 2011 г.

"Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости" (рецензия)

Давно хотел приобрести DVD-диск с документальным фильмом режиссера С. Гавриленко "Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости". Приобрел и посмотрел. Свои впечатления от просмотренного излагаю ниже.

В первую очередь хочу сказать, что тем, кто хочет почерпнуть из этого фильма какие-то новые исторические факты, я это произведение смотреть не рекомендую.
Сразу становится понятно, что работа по созданию фильма проводилась впопыхах, в надежде успеть к предстоящему юбилею – 300 лет Полтавской битвы (27.06.2009 г.). Создатели фильма этого и не отрицают, утверждая, что работа была выполнена за 2 месяца и 10 дней. Ничего не хочу говорить, но создаётся впечатление, что фильм создан, как и большое количество книг о Полтавской битве, с датой выхода: “2009 год”, в угоду торжественному юбилею. Причём действительную ценность представляют единицы из них, большинство же авторов выпускало свои книги, в которых повторялись факты, которые и так всем известны, с одной целью – заявить о себе через полтавскую тему, пока она свежая и горячая. Для таких дельцов от истории главное это как говорится “рубануть бабла” вовремя, ведь уже через неделю о юбилее Полтавы, среди широкой общественности, уже никто не вспоминал.
Но я надеюсь, что этот фильм не создавался по такому принципу. Да и о какой выгоде можно говорить, если чувствуется, что этот мало бюджетный фильм снят на личные деньги энтузиастов.
Теперь перейдём непосредственно к фильму. Начало его выглядит следующим образом:
За вступительной молитвой следует череда картинок из шведской книги об армии Карла XIIKaroliner” с закадровым текстом, рассказывающим предысторию событий Северной войны (1700-1721 г.) до тех о которых говорится далее. Затем голос за кадром рапортует короткую автобиографическую справку о военной службе полковника Алексея Степановича Келина, направленного в Полтаву накануне осады комендантом.
Вот здесь и начинаются первые исторические ляпы. Упоминается участие А.С. Келина в осадах Нотебургской (1702 г.) и Ниеншанской (1703 г.) крепостей, а также в сражении при д. Лесной (1708 г.). Но дело в том, что А.С. Келин в этих событиях не участвовал и это подтверждается историческими фактами. Движемся далее.
На экране картинка, актёр в несуразном парике сидит за столом украинской хаты и многозначительно молчит. Видимо он изображает Алексея Келина в мучительных раздумьях о судьбе Полтавы. В сведениях о самом городе тоже закралась ошибка. Во время описания городских строений входивших в состав её крепости на момент осады (весна 1709 г.) идёт перечисление городовых построек 1735 года из “Реестра Полтавской полковой канцелярии про количество дворов в Полтаве”. Разница в 26 лет достаточно значительна, тем более, что эти цифры даются со слов А.С. Келина, дневником которого, по утверждению создателей фильма они пользовались.     
Здесь мы переходим к самому интересному. В своих интервью режиссер фильма С. Гавриленко неоднократно говорил (цитирую): “Дневники коменданта Келина находятся в наших руках”. Мне стало очень интересно, ведь этот документ, который упоминается у историка петровского времени П. Крекшина и со ссылкой на него у И. Голикова, видимо был утерян безвозвратно. Неоднократные поиски этого артефакта, в том числе и первым директором музея Полтавской битвы И.Ф. Павловским в начале XX века, не привели к каким либо результатам. И здесь такое сенсационное заявление. Честно говоря, я приобрёл этот DVD-диск только в любопытстве узнать правду о сенсационной находке. Но что, же я увидел и услышал в результате?
Читаемый за кадром текст, выдаваемый за дневник полковника А.С. Келина, является всего лишь цитированием т.н. “Дневника военных действий Полтавской битвы” который приписывают перу всё того же знаменитого фантазёра Петра Крекшина.
А актёр, изображающий А.С. Келина, продолжал удивлять. В синих шароварах он бегал в бессмысленных метаниях по берегу реки. Я так и не понял для чего? На экране появился портрет Автонома Михайловича Головина – видного деятеля петровской эпохи, а в это время шёл рассказ о прорыве в осаждённую Полтаву отряда бригадира Алексея Алексеевича Головина. Какое отношение имеет Автоном к Алексею? Опять не понятно.
Актёр, наконец, заговорил. Появилась актриса в украинском народном костюме изображающая полтавскую жительницу - Глашу. По непонятной причине персонаж полковника А.С. Келина радуется переходу русских войск через реку Ворсклу  и просит принести ему камзол. Наверное, он готовился встречать в гости царя Петра, хотя по идее должен был готовиться к отражению шведских нападений, согласно с указами государя, посылаемыми ему неоднократно накануне генеральной баталии.
Да, исторических ляпов в фильме достаточно много и это печально. Ведь тема очень интересная и практически не освещаемая в кино и на телевидение.
К положительным моментам фильма, оставившим приятное и не забываемое впечатление, хочется отметить видео-рассказ о Чудотворной Каплуновской иконе Божией Матери. В этом эпизоде чувствуется рука мастера, и даже сам видео ряд играет приятным цветом. К сожалению, история иконы никакого отношения к А.С. Келину и обороне Полтавской крепости в 1709 году не имеет и как мне кажется, достойна отдельного фильма об этом величайшем Божьем творении. Вообще главным лейтмотивом повествования нужно было выдвигать именно эту историю, а не чтение несуществующего дневника А.С. Келина. В таком случае фильм приобрёл бы более интересный и осмысленный вид. 
Отдельное спасибо полтавскому художнику Евгению Путре за его иллюстрации демонстрируемые в фильме. Человек, подаривший потомкам изображения героического Алексея Келина, вызывает у меня как любителя русской истории чувство глубокого уважения. Спасибо Вам большое.

В заключении хочется сказать, что когда пошли финальные тиры я подумал: “А за что я заплатил деньги?” и тут же сам себе ответил: “Сам виноват, никто не заставлял покупать этот диск”. Единственное  спасибо за историю о Каплуновской Чудотворной иконе и Е. Путре за его прекрасные рисунки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий